Уроки Гибридной Войны: Пропаганда и Информационное противоборство

Игорь Панарин, профессор, доктор политических наук

Гибридная война тесно связана с термином «пропаганда». В 1622 году термин «пропаганда» впервые был введен Папой Римским в связи с тем, что в ходе 30-летней войны между католиками и протестантами, католики несли огромные потери. Для того чтобы возбудить у католиков боевой дух, было создано специальное подразделение – Конгрегация пропаганды веры. И это принесло свои плоды: шведская армия – главная ударная сила протестантов, была разгромлена католиками под Мюнхеном и наступил перелом в Тридцатилетней войне (1618-1648). Длительное время, с 1622 года до начала XXI века – Первой Мировой войны термин «пропаганда» использовался лишь как религиозный, в основном в борьбе католиков против протестантов. Но в ходе Первой Мировой войны впервые появились специальные подразделения сил и средств для введения пропаганды на войска и силы противника (СЩА ,Великобритания ,Франция). После Первой Мировой войны наиболее известный теоретик пропаганды и информационных войн американец Гарольд Лассуэл, написал книгу «Техника пропаганды в мировой войне», которая вышла в 1927 году. В книге Лассуэл впервые заявил о том, что пропаганда является особым видом оружия, воздействующим на ход боевых действий. В 1967 году Аллан Даллес, бывший директор ЦРУ США и один из главных организаторов Гибридной войны против Советского Союза, выпускает книгу под названием «Тайная капитуляция», которая была посвящена тайным сепаратным переговорам между США и Великобританией с одной стороны и рейхсфюрером СС Гиммлером — с другой. Переговоры шли в Швейцарии, а советский разведчик Штирлиц (собирательный персонаж) и другие патриоты Германии и СССР препятствовали им. Эта история показана в замечательном советском кинофильме «Семнадцать мгновений весны». Аллан Даллес, описывая в своей книге этот процесс тайных закулисных переговоров, впервые вводит термин «информационная война», понимая под ним различные разведывательные, диверсионные действия по подрыву тыла противника. Следующий этап – 1976 год – американский инженер Томас Рона впервые использует термин «информационная война», применяя его к техническим системам. А в 1985 году термин «информационная война» был озвучен в Китае. На мой взгляд, это не случайно, поскольку на сегодняшний день именно Китай сегодня является одним из главных лидеров ведения информационных войн. Далее термин развивается, и в 1992 году в США появляется специальный документ Комитета начальников штабов США, который называется «Информационная война», он был посвящен опыту действий вооруженных сил и государственных структур США в зоне Персидского залива во время операции «Буря в пустыне». В 1995 году термин «информационная война» появляется и в России. В российских СМИ и научных кругах начинаются бурные дебаты на тему, что такое информационная война, как она происходит, но самой теории и методологии информационной войны еще не было. В 1997 году 7 мая мною была защищена докторская диссертация в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, темой которой стало «Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России». В ней была выстроена методологическая решетка теории информационной войны. Также в диссертации я ввел термин ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО.
Информационное противоборство – это форма борьбы сторон, заключающаяся в воздействии на информационную среду противостоящей стороны, и защите собственной от негативных информационных воздействий. Отличие этих двух понятий лишь в том, что информационная война производится более активно с использованием диверсионных и террористических методов. Сам термин «Информационное противоборство» впервые в России введен мною в своей докторской диссертации в 1997 году. В 2012 году Впервые публично термин ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО использовал Президент России В.Путин. В 2016 году впервые публично термин ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО использовал начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал армии В.Герасимов.

Виды информационного противоборства

Важно выделить два вида информационного противоборства – это информационное психологическое противоборство и информационно-техническое противоборство.

Они отличаются прежде всего, объектами воздействия и защиты. Информационно-психологическое противоборство имеет 4 основных объекта защиты:
1. Система принятия политических решений.
2. Система формирования общественного мнения. Например, если в августе 1990 года только 10% американцев поддерживали войну США против Ирака, то в январе 1991 таких стало 88%. Причиной этому стало то, что глобальные западные СМИ стали сравнивать с Хусейна с Гитлером, объявили о многочисленных преступлениях против курдов, была развязана активная пропагандистская кампания. Когда она достигла пика, начались бомбардировки Ирака.
3. Система формирования общественного сознания. Здесь можно выделить 4 основных компонента – это книги, кинофильмы, телевидение, печатные СМИ.
4. Психологическое воздействие на психику лиц, принимающих решение. Для того чтобы заставить лидера противоположной стороны действовать в соответствии с целью информационной войны, проводятся различные операции. Например, придумываются клички, печатаются различные дезинформационные материалы. Целью этого является введение противника в стрессовое состояние, что впоследствии может повлиять на принятие решений. Этот прием активно применяется против российских лидеров.

Что касается непосредственно технической составляющей, то здесь существует три основных объекта:
— система передачи данных (задача противника перехватить информацию, ее дешифровать),
— система защиты информации (информация получена из различных источников, она в защищенном виде где-то хранится, задача противостоящей стороны ее заполучить и использовать в своих целях),
— радиоэлектронная борьба (для примера можно вспомнить войну в Югославии, когда 300 сербских танков 40 дней бомбили бомбардировщики США и Великобритании. Однако в результате было повреждено только 13 танков, потому что самолеты «Авакс» выходили на ложные цели, так как на деревянные макеты ставились специальные устройства, которые имитировали танки. Фактически цели воздушной кампании не были достигнуты, но благодаря психологическому воздействию на лидера Югославии Милошевича, которому пообещали личную неприкосновенность, а впоследствии это обещание нарушили, цель все-таки была достигнута).

Таким образом, иногда методы информационно-технического воздействия проводятся в комплексе с методами информационно-психологического давления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *